По мнению специалистов логистической компании «20А», даже в условиях восстановления экономики и потребительского спроса в регионах, компании, скорее всего, увеличат объём арендуемых площадей в Москве и области. Логистические провайдеры должны быть к этому готовы.
Общее оживление российской экономики можно сравнить с волной, распространяющейся от центра. И хотя факт, что вектор перемен направлен к лучшему, является очевидным для специалистов, в реальности требуется некоторое время, чтобы они смогли проявиться. В связи с этим возникает вопрос (как для логистических компаний, так и для их клиентов), чего ждать от будущего при сохранении позитивных тенденций, - произойдёт ли значительное перераспределение рынка индустриальной недвижимости в пользу регионов?
По мнению специалистов компании «20А», Москва сохранит своё значение и лидерство в сфере складской недвижимости. Не стоит ожидать, что, например, ритейлоры, перенесут заметную часть арендуемых площадей подальше от столицы, девелоперы резко увеличат объёмы вводимых складов в регионах, а логистические провайдеры станут там открывать свои филиалы. Более реалистичным выглядит иной сценарий. По словам Зои Ли, Генерального директора Логистического агентства «20А», «региональные рынки развиваются медленнее (чем рынок Московского региона), и это означает, что в результате восстановления экономики, всё большая логистическая нагрузка будет приходиться на Московский регион, в котором и так остро ощущается нехватка вакантных площадей. В условиях растущей потребительской активности, ритейлоры будут увеличивать объёмы поставляемой продукции, брать в аренду дополнительные складские помещения в Москве и Московской области».
В поддержку этой точки зрения говорят результаты аналитических исследований. По данным компании Knight Frank динамика роста регионального рынка складской недвижимости выглядит оптимистичной. Так, объем сделок в сегменте складов классов А и В за пределами Московского региона по итогам 2010 г.(320 тыс. кв.м.) более чем в 2 раза превысил показатель 2009 г. (147 тыс. кв. м). I квартал 2011 г. продолжил эту тенденцию: объем региональных сделок возрос на 40%. Однако цифры также дают наглядную иллюстрацию разрыва между столицей и регионами: доля Москвы (и области) среди арендованных и купленных складских площадей составляет 70%, доля Санкт-Петербурга – 12%, Новосибирска – 9%, Ростова на Дону – 4%, Екатеринбурга – 3%.
Ситуация возникла и сохраняется в силу ряда причин. Прежде всего, необходимо отметить, что основной движущей силой российского логистического рынка являются ритейлеры, доставляющие грузы из своих центральных складов в Москве и Санкт-Петербурге на большие расстояния (500 км и больше). Компаниям выгоднее организовывать перевозки, чем создавать инфраструктуру. С другой стороны, строительство складской и индустриальной недвижимости в регионах сдерживается не достаточным спросом (на поглощение площадей) и не высокой окупаемостью проектов. По этим причинам значительного перераспределения между столицей и регионами не произойдёт.
Пока в регионах девелоперский бум ещё не начался, логистическим провайдерам в Москве надо быть готовым к тому, что из-за увеличения потребительской активности спрос на складские помещения, а также услуги профессиональных хранителей, ещё больше вырастет. Это, как считает Зоя Ли, «в свою очередь, предоставляет столичным логистическим провайдерам дополнительные шансы поучаствовать в соревновании за клиентов-ритейлоров. Компанией «20А» накоплен уникальный опыт внедрения индивидуальных решений для таких заказчиков, ведущих бизнес в сегментах FMCG, бытовых электротоваров, автомобильных запчастей, розничной торговли. Для нас данные тенденции рынка являются хорошей новостью, - поскольку мы любим сложные задачи. Они предоставляют нам прекрасную возможность творчески использовать свои опыт и знания на благо наших клиентов».